Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Правосудие в годы гражданской войны (1918-1920гг.)

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Становление и формирование судебной системы советского государства в период гражданской войны…………………………………… 6 1.1 Декрет о Суде №2 …………………………………………………………. 6 1.2 Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917 – 1918 гг…… 12 1.3 Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК)………….. 19 Глава 2. Развитие правосудия в 1918-1920 гг.XX века ……………………… 22 2.1 Программа Российской Коммунистической партии, принятая на VIII съезде о суде …………………………………………………………………… 22 2.2 Революционные трибуналы в 1918-1920 гг………………………………. 23 2.3 Народные суды в 1918 – 1920 гг…………………………………………… 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 39

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в период распада Российской империи, новой власти пришлось выстраивать все институты, в том числе и организовывать систему судов. Становление новой органов судебной системы происходило в ситуации непрекращающегося роста преступности, которая вызвана Первой мировой войной и революцией. Отправление правосудия зависело от типа правоотношений, так при рассмотрении гражданского дела было необходимо в наличие трех сотрудников суда, для уголовных – в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянно действующих лиц суда. Таким образом, уголовные дела рассматривались в присутствии 15 человек, из них двое запасных. Для привлечения к реализации правосудия из самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства введен институт участия в суде постоянно сменяемых временных судей заседателей, с привлечением к формированию списков массовых рабочих организаций, профессиональных союзов. Судопроизводство проводилось по распоряжению по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов, как по гражданским делам, так и по уголовным. В короткий промежуток времени издана нормативная база, по вопросам функционирования и регулировавшие организации трибуналов, процессуальные правила их деятельности, подсудность, а также взаимодействие следственных комиссий. Первым актом о трибуналах являлось «Руководство для устройства революционных трибуналов». Процессуальные условия функционирования трибуналов приспосабливался к чрезвычайным обстоятельствам жизни страны. Трибунал обязан был обеспечивать быстроту и решительность в пресечении преступных деяний. От решения трибунала зависело участие в деле обвинения и защиты, но если он допускался обвинитель, трибунал обязан был допустить или назначить защитника. 20 декабря 1917г. специальным Постановлением СНК было создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). Такая комиссия создавалась для борьбы с саботажем и контрреволюцией. При определении меры наказания суд должен был исходить из степени и характера опасности для общества, как самого преступника, так и совершенного им преступного деяния. Приводились обстоятельства, которые должны были использоваться судом для установления меры наказания. Объектом исследования является правосудие в годы Гражданской войны. Предметом исследования выступают отношения в области выстраивания и функционирования правосудия в годы гражданской войны. Правосудие в годы гражданской войны нашла своё отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. В рамках изученной литературы, авторы затрагивают первые законодательные акты Советской власти в области судоустройства, оформления народных судов, революционных трибуналов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ряд других. Цель работы состоит в комплексном анализе правосудия в годы Гражданской войны. Задачи: 1. Изучить становление и формирование судебной системы советского государства в период гражданской войны в рамках анализа Декрета о Суде №2 2. Проанализировать нормативные акты о революционных трибуналах в 1917—1918 гг. 3. Изучить деятельность учреждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). 4. Дать оценку революционным трибуналам и деятельности народных судов в 1918—1920 гг. Методология исследования состоит как из общенаучных методов: логический, дедукции и индукции, историзма, научности, системного анализа, так и частно-научные методы: исторический, социологический, сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический. Методика научного изучения и анализа, а также собранный материал предоставляют достаточный уровень обоснованности и достоверности научных выводов, формулируемых в данном исследовании. Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе раскрываются Становление и формирование судебной системы советского государства в период гражданской войны, а также рассматривается Декрет о суде № 2, Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917—1918 гг., Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). Во второй главе проводится анализ Развитие правосудия в 1918-1920гг. XX- го века, при этом учитываются – Программа Российской Коммунистической партии, принятая на VIII съезде» о суде, Революционные трибуналы в 1918—1920 гг., Народные суды в 1918—1920 гг. В заключении подводятся итоги исследования.

Глава 1. Становление и формирование судебной системы советского государства в период гражданской войны

1.1. Декрет о суде № 2

Начало XX века в России выдалось крайне сложным во всех сферах жизни общества, что в дальнейшем породило октябрьскую революцию 1917 года. В этот период времени начинает набирать популярность партия Ленина (левые силы). В середине сентября уже 80 местных советов России поддерживали большевиков. При петроградском совете 12 октября был создан военно-революционный комитет, ставший штабом вооруженного восстания. В комитете состояли большевики и левые эсеры. 24.10.1917 года большевики приступили к захвату ключевых объектов в Петрограде. Власть перешла к временному революционному комитету (ВРК). В Смоленском институте был создан II Съезд Советов, на котором было объявлено об утверждении советской власти и о новом правительстве. Новая власть потребовала переоборудование всего государства . На II Съезде были рассмотрены основные положения: — Обращение вождя революции Ленина к рабочим, солдатам, депутатам ; — Создание нового, временного, рабоче-крестьянского правительства ; — Принятие Декрета о Мире ; — Принятие Декрета о Земле . Потребовала пересмотра также система правосудия. 22.11.1917 г. Совет Народных Комиссаров издает Декрет №1 , который предусматривал ликвидацию существовавших судебных учреждений и создание двух систем судов. Первая система включала в себя: местные суды. В состав местных судей входили местные судьи и два очередных заседателя. В Компетенцию местных судов входило рассмотрение: — гражданских дел суммой иска до 3 тысяч рублей — по уголовным наказанием не свыше двух лет лишения свободы. Кассационной инстанцией являлись уездный или столичный съезд местных судей. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично, однако постановления о личном задержании и о предании суду должны были подтверждаться постановлением всего местного суда. Вторя система судов – это рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Данный вид судов учреждался для борьбы против контрреволюционных сил, мародерства, саботажа, хищничество и т.д. Для производства предварительного следствия по этим делам при Советах создавались особые следственные комиссии. 19.12.1917 года Инструкцией Народного комиссариата юстиции были учреждены коллегии правозаступников при ревтрибуналах для общественной защиты или общественного обвинения. Декрет о суде (вскоре он получил порядковый номер — №1) в частности предписывал: — упразднить все существующие в России суды, включая окружные, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные, морские и коммерческие суды; — приостановить действие мировых судов; -упразднить институты судебных следователей, прокуратуры и адвокатуры; — отменить все законы России, которые противоречат декретам ВЦИК, а также партийным программам большевиков и эсеров . Следует отметить, что в научной литературе существует много восхваляющих отзывов на ленинский Декрет о суде № 1. В них всячески подчеркивалась гениальность вождя пролетариата, его созидательные цели и другие достоинства. На самом же деле, основная идея Декрета и главная причина спешки с его принятием заключалась в разрушительной цели. Декрет о суде №2 расширил подсудность местных народных судов как по гражданским, так и по уголовным делам. Был принят ВЦИК 15.02.1918г. Учреждались окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов. Окружной суд имел несколько гражданских и уголовных отделений. Отправление правосудия зависело от типа правоотношений, так при рассмотрении гражданского дела было необходимо в наличие трех сотрудников суда, для уголовных – в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянно действующих лиц суда. Таким образом, уголовные дела рассматривались в присутствии 15 человек, из них двое запасных. Кассационные жалобы по уголовным и гражданским делам на решения окружных народных судов рассматривались специально созданной комиссией областного судебного органа. Комиссия составлялась на коллегии области в произвольном количестве. Члены такой комиссии могли быть отозваны двумя способами, либо другими работниками областного съезда судей его выбравшего, либо местными Советами. Кассационный порядок рассмотрения жалобы предусматривал возможность отмены решения не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и если признает, что обжалованное решение явно несправедливо. Отзывы на заочное решение предусматривались сторонами истца или обвинителя, ответчика или обвиняемого, но в том лишь случае, если суд признает неявку стороны, подающей отзыв, извинительной. В Петрограде учреждался Верховный судебный контроль для реализации единообразия кассационной практики как съездов местных народных судей, так и областных народных судебных органов. В него входили представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше чем на 1 года с правом отзыва, как со стороны окружных судов, так и Советов и переизбрания. Верховный судебный контроль, в обстоятельствах, когда отмечают противоречия в толковании законов различными кассационными инстанциями, принимают общее принципиальные решения. Когда верховный судебный контроль находил непреодолимый барьер в законе и народном правосознании, он направлял в законодательный орган законодательную инициативу о принятии и урегулировании новых отношений. Решения Верховного судебного контроля мог отменять лишь законодательный орган Советской власти. Предусматривалось ведение судебных заседаний на местных родных языках. Согласно Декрету подсудность применялась и проводилась в том суде, куда поступило обращение. Надписи и лица, их замещающие осуществляли надписи о принудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам. За такие действия была предусмотрена пошлина. В обстоятельствах, когда для установления истины по делу необходимо было пригласить специалиста в определенной области, он приглашался и при этом обладал правом совещательного голоса. Сведующих лиц могли пригласить и сами стороны процесса по равному количеству. Доказательствами в суде могли выступать разные обстоятельства, тайна купеческих и прочих книг отменялась. Свидетели давали показания под присягой и угрозой ответственности за заведомо ложные сведения. Закон запрещал иски между казенными учреждениями. Заявленный гражданский иск в уголовном процессе не рассматривался, лишь предусматривалось неотлагательные меры по его обеспечению. После назначения наказания за преступления гражданский иск передавался на рассмотрение в гражданскую палату. По гражданским искам была предусмотрена судебная пошлина в размере от процентов. Он зависел от величины иска. Были предусмотрены кассационные залоги и издержки. По уголовным делам предварительное следствие, которое превышал подсудность местного суда, осуществлялся следственными комиссиями из трех лиц. Они избирались до назначения прямых выборов Советами. Для расследования дела, следственная комиссия имеет право обращаться за помощью к Красной гвардии, народной милиции, частным и должностным лицам, государственным и общественным учреждениям. Участие защитника в период предварительного следствия могло быть ограничено по решению комиссии следствия, которое ведет данное уголовное дело. Так, данное событие применялось ввиду того, что это противоречило интересам следствия. Однако подобные решения могли быть обжалованы в окружном народном суде. Итоговое решение по уголовному делу именовался не обвинительным актом, а постановлением следственной комиссии о предании суду. Уголовное дело могло быть возвращено на проведение дополнительного следствия. В Советах народных судей организовывалось отделение, целью, которой была правозаступничество, общественного обвинения, общественной защиты. Членами организации были выборные лица, которые являлись отзывными. В некоторых случаях, в суде в прениях могли быть избраны из присутствующих один обвинитель и один защитник. Народные заседатели, участвующие в предварительном следствии рассматривали вопрос: о факте преступления, о мере наказания. Последнее они имели право по личному убеждению уменьшить положенное в законе вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания. Заключительное слово председательствующего было отменено, ему выдавалось право заключение о мерах наказания, указанных в законе. При совещании народных заседателей председатель принимал участие с правом совещательного голоса. Жалобы не могли быть направлены на оправдательные приговоры, на смягчение наказания и на полное освобождение обвиняемого от наказания. Всем осужденным лицам, предоставлялось право просить местный народный суд по месту жительства просителя об условном или досрочном освобождении, либо о помиловании или о восстановлении в правах. По всем решениям и приговорам, которые вынесены до 25 октября 1917 г. предоставлялось право требовать пересмотра дела в той же инстанции . Срок обжалования как в кассации, частный порядок по всем уголовным и гражданским делам устанавливался срок один месяц. Решения и приговоры в новых органах суда выносились от имени Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Прежние судья и другие работники имели равные право на участие в выборы на должности судей. 13.07.1918 г. Совет Народных Комиссаров издал Декрет о суде №3 , который расширил подсудность местных судов по гражданским искам до 10 тыс.руб. и по уголовным делам допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

1.2 Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917—1918 гг.

Вместе с развитием системы общих судов совершенствовалась структура и порядок функционирования революционных трибуналов. Они состояли из трех постоянных судей, избираемых советом сроком на три месяца. Подсудность рассматриваемых дел революционных трибуналов была уточнена в Декрете «О революционных трибуналах» , принятом СНК РСФСР 4 мая 1918 г. Ревтрибуналам были подсудны такие дела, как контрреволюционные преступления, рассматривались опасные преступления, как крупная спекуляция, крупное должностное преступление, дискредитация власти советскими работниками и злостное дезертирство. Ревтрибуналы создавались в губернских городах, на крупных узловых станциях, в промышленных центрах . На уровне центральных органов советского государства действовал Верховный революционный трибунал, который рассматривал важнейшие дела, изъятые из подсудности местных ревтрибуналов постановлением Президиума ВЦИК. Местные революционные трибуналы имели единую кассационную инстанцию – Кассационный отдел при ВЦИК. Отдел рассматривал протесты и жалобы на приговоры ревтрибуналов. По итогам рассмотрения кассационной жалобы или протеста прокурора Кассационный отдел мог передать дело на повторное рассмотрение в ревтрибунал либо войти в Президиум ВЦИК с представлением изменить наказание или прекратить дело по причине явного несоответствия вынесенного наказания деянию осужденного. В своей деятельности революционные трибуналы пользовались определенной нормативной базой, которая контролировала процессуальные правила их деятельности, подсудность, а также взаимодействие следственных комиссий. Первым актом о трибуналах являлось «Руководство для устройства революционных трибуналов» , подготовленное НКЮ и опубликованное в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» 28 ноября 1917г. 19 декабря 1917г. издана инструкция НКЮ революционным трибунала. «Руководство для устройства революционных трибуналов» предусматривало ведение уголовных дел трибуналами: 1) «о восстании против Советской власти, противодействии и неподчинении и призыве к таковым деяниям; 2) о нарушении и затруднении правительственной работы…; 3) о сокращении производства предметов массового потребления без необходимости; 4) о скупке, сокрытии, порче и уничтожении таковых…; 5) о нарушении декретов, распоряжений и обязательных постановлений Правительства; 6) о злоупотреблении властью» . Оба акта («Руководство для устройства революционных трибуналов» и инструкция НКЮ) в качестве одной из мер наказания не предусматривала смертную казнь. Первое время после революции издавались отдельные нормативные акты, которые имели отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было издано 17 специальных уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. их количество увеличилось 40 и 69. Большое внимание советская власть уделяла внимание борьбе с контрреволюционными преступлениями. Первым специальным нормативно — правовыми актами в сфере уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни», опубликованное 28 октября 1917 г. Согласно ему «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась». 28 ноября 1917 г. было издано НКЮ «Руководство для устройства революционных трибуналов», где указан примерный перечень наказаний, применяемых трибуналами, среди которых: — денежный штраф; — общественное порицание; — лишение общественного доверия; — принудительные общественные работы; — лишение свободы; — высылка за границу. Инструкция НКЮ революционным трибуналам от 19 декабря 1917 г. детализировало положение Декрета о суде № 1 о подсудности революционных трибуналов, согласно нему им были подведомственны дела о лицах, которые:  организовывали восстания против власти рабоче-крестьянского правительства,  активное противодействие правительству,  неподчинение советскому правительству,  призыв других к противодействию или неподчинение ему,  саботаж,  прекращение и сокращение выпуска предметов массового потребления,  скупка, сокрытие, порча, уничтожение предметов массового потребления,  другие способы вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них;  нарушение декретов, приказов, обязательных постановлений и других опубликованных распоряжений органов правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного трибунала;  злоупотребление властью. Это была одной из первых попыток дать определение нормам Особенной части уголовного права по делам, которые подсудны трибуналам. Инструкция характеризовала меры наказания, которые применялись революционными трибуналами:  денежный штраф,  лишение свободы,  удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики,  объявление общественного порицания,  объявление виновного врагом народа,  лишение виновного всех или некоторых политических прав,  секвестр или конфискация(частичная или общая) имущества,  присуждение к обязательным общественным работам. В инструкции давалось определение контрреволюционной деятельности. К ней относились: 1) организация контрреволюционных выступлений против рабоче-крестьянского правительства, 2) участие непосредственно в них или в подготовительной к ним стадии, 3) участие во всевозможных контрреволюционных заговорах и организациях, ставящих своей целью свержение советского правительства, 4) участие непосредственно в выступлениях, даже если преступник не состоял членом каких-либо организаций, 5) готовивших эти выступления. 6) Признавались контрреволюционными любые выступления внезависимости от повода, по которым они произошли, против Советов, их исполкомов или отдельных советских учреждений: продовольственных, административных или иных, если они сопровождались разгромами или иными насильственными действиями или хотя бы угрозами таковых по отношению к деятельности или деятелям таких органов. Когда они сопровождались набатным звоном, то виновные именовались прямыми участниками. При этом покушение характеризовалось как оконченное преступное деяние. 7) Раскрывалось понятие составов преступлений: саботаж, дискредитирование власти, подлог и неправомерное использование советских документов, шпионаж, хулиганство, преступления по должности. К суду трибунала могли подвергаться провокаторы, охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима, прошлая активность которых, хотя бы и до установления Советской власти, считалась вредной для революции или была против неё направлена. Такое происходило всегда по специальным постановлениям местных Советов, их исполкомов или «особо на то уполномоченных органов». В 1919 г. НКЮ подготовил важный документ по общей части уголовного права, обобщивший законодательство, а также судебную практику общих судов и революционных трибуналов. 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» были изданы в качестве постановления НКЮ. Это была первая попытка систематизации норм общей части уголовного права. Объединены введение и восемь разделов. 1) об уголовном праве, 2) об уголовном правосудии, 3) о преступлении и наказании, 4) о стадиях осуществления преступления, 5) о соучастии, 6) о видах наказания, 7) об условном осуждении, 8) о пространстве действий уголовного права . 9) Во введении дана оценка классовой сущности буржуазного права. Оно как и буржуазный государственный строй следовало сломать. Пролетариат «должен выработать правила обуздания своих классовых врагов». Ставилась задача уголовного права – это борьба «с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходный период диктатуры пролетариата». Характеризовалась категория права вообще и уголовного права в частности. Четко виделся классовый подход. Уголовное право имело своим содержанием, правовые нормы, которыми система общественных отношений данного классового общества находится под охраной от нарушения (преступления) через репрессии (наказания). Задача советского уголовного права – через репрессии производить охрану систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, «организовавшихся в господствующий класс впереходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата». Имелось важное положение, что советское правосудие производится народными судами и революционными трибуналами. Преступление считалось как нарушение общественных отношений, находящиеся под охраной уголовного права. Наказание характеризовалось мерой принудительного воздействия, через которые власть производит сохранение данного порядка общественных отношений от нарушителей последнего (преступников). Задача наказания раскрывалась через охрану общественного порядка от произошедшего преступления или покушавшегося на совершение его, а также от будущих возможных преступных деяний, как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения. Уголовная ответственность предусматривалась с 14-летнего возраста. Были закреплены категории — необходимая оборона, субъективная сторона состава преступления. Не предусматривалась уголовная ответственность в отношении лица, находившегося в состоянии душевной болезни. В специально отведенном разделе приводились примерные виды наказаний:  внушение,  выражение общественного порицания,  принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения),  объявление под бойкотом,  исключение из объединения на время или навсегда;  восстановление, а при возможности его возмещение причиненного ущерба,  отрешение от должности,  воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу,  конфискация всего или части имущества,  лишение политических прав,  объявление врагом революции или народа,  принудительные работы без помещения в места лишения свободы,  лишение свободы на определенный или на неопределенный срок до наступления известного события,  объявление вне закона,  расстрел,  сочетание вышеназванных видов наказания.  Расстрел признавался исключительным видом наказания.  В примечании было предусмотрено, что народные суды не используют смертной казни. Соответственно, из числа судебных органов её могли использовать революционные трибуналы.  Уголовное право РСФСР действовало на всей территории республик в отношении, как её граждан, так и иностранных граждан, которые осуществили на территории страны преступления.А наравне граждан РСФСР и иностранцев, которые произвели преступления на территории другого государства, но уклонившиеся от суда и наказания в том месте совершения преступления и при этом находящиеся на территории РСФСР .

1.3 Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК)

Еще одним шагом в развитии судебной системы стало создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). 2 ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о всероссийских и местных чрезвычайных комиссиях , определившее организационные основы функционирования чекистских органов. До 2 ноября 1918 года комиссия действовала без какого-либо положения о них. Всероссийская чрезвычайная комиссия была создана 18 декабря 1917 года Постановлением СНК. ВЧК создавалось с целью преследовать и ликвидировать все котрреволюционные и саботажнические попытки и действия, а также осуществлять предварительное расследование. ВЧК подчинялась Совету Народных Комиссаров и контролировалась им. Перед ВЧК ставились задачи: — Преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они не исходили; — Предание суду Рев. Трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработать меры борьбы с ними; — Комиссия ведет только предварительные расследования, поскольку это нужно для пресечения. Комиссия разделяется на отделы – информационный, организационный отдел (для организации борьбы с контрреволюцией по всей России) и филиальный отдел. ВЧК в условиях войны имела широкие полномочия. В последующем ВЧК и ее территориальные органы присвоили право применения смертной казни без приговора ревтрибунала, основываясь на имеющихся у них материалах. При этом чрезвычайные комиссии ни официально, ни фактически не признавались судебными органами советского государства, так как рассматривали уголовные дела в особом, административном порядке, который к тому же не был закреплен законами советского правительства, а устанавливался приказами и иными нормативными правовыми актами ВЧК. Первоначально все местные Чрезвычайные комиссии рассматривали в полном объеме уголовные дела и принимали по ним решения. Но в связи с массой самых грубейших нарушений их лишили права вынесения приговоров по расследованным делам. Подобное право было сохранено только на уровне губернских комиссий и ВЧК. Дело рассматривалось президиумами губернских комиссий или президиумом ВЧК в отсутствие обвиняемого, его защитника и даже обвинителя. Материалы дела должен был докладывать следователь, исходя из добытых по делу данных. Порядок расследования преступлений имел видимость правосудия. Поскольку никакими правами подсудимый, как и осужденный не обладал. При расследовании преступлений следователь не придерживался никаких принципов, потому что на законодательном уровне они не были установлены. Он сам устанавливал для себя факты, а уж добровольное признание обвиняемым своей вины вообще освобождало от необходимости проводить какие-либо следственные действия. Осужденному представлялось лишь окончательное решение, в котором ничего не было, кроме предписания о наказании осужденного или об оправдании подсудимого (в порядке исключения). Правом обжалования приговора осужденный не обладал. Также в начале 1918 г. ВЧК разделялись на следующие отделы: — борьбы с контрреволюцией; — политического следствия; — борьбы с бандитизмом; – борьбы с саботажем и спекуляцией; – охраны границ. Особое значение придавалось Особому отделу, который занимался подавлением политического сопротивления Советской власти, организацией красного террора и работой в армии. В 1918 г. был оформлен Тюремный отдел, который отвечал за все места содержания заключенных. 24 января 1918 г. Совнарком принимает решение о введении принудительного труда в местах заключения , а 15 апреля 1919 г. ВЦИК издает Постановление о создании лагерей принудительных работ (концлагерей), их система находилась в ведении Тюремного отдела ВЧК. Именно так и зарождался ГУЛАГ – главное управление лагерями. Данное подразделение в виду нависшей угрозы в конце 1918 г. реорганизовали. Президиум ВЦИК 26 декабря 1918 г. назначил специальную ревизионную комиссию для проверки деятельности ВЧК 8 января 1919 г. Л.Б. Каменев отправил В.И. Ленину проект резолюции о реформировании революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий. В нём указывалось о немедленной ликвидации ВЧК и всех её местных органов. Президиум ВЦИК 28 октября 1918 г. одобрил Положение «О Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях». В соответствии с ним ВЧК признавался органом исполнительной власти и находилась в соподчинении Совнаркому. Председатели местных ЧК были избранными исполкомами и утверждались ВЧК. Постановления местных чрезвычайных комиссий могли отменить или приостановить только ЧК вышестоящей инстанции. Для ВЧК также было характерно нечеткое правовое регулирование деятельности и функций. Это позволяло варьировать её компетенцию и полномочия в зависимости от конкретной обстановки в государстве. В таком аспекте ВЧК стала очень удобным учреждением для реализации политических решений правительства советской партии. Направление такой деятельности по воле партийного руководства периодически видоизменялось. Уже в годы Гражданской войны большевистская партия использует ВЧК в виде орудие по борьбе с оппозиционными силами.

Глава 2. Развитие правосудия в 1918-1920гг. XX века

2.1 Программа Российской Коммунистической партии, принятая на VIII съезде» о суде

Данная программа принята на съезде партии VIII, который состоялся 18-23 марта 1919г. Съезд РКП(б) имел огромное значение. Принятая им Программа партии признавалась программой строительства социализма. Решения съезда были направлены на укрепление военно-политического союза пролетариата и крестьянства, укреплению Красной Армии. Всё это придавала импульс в успешной борьбе против интервентов и белогвардейцев. Главные аспекты порядка дня съезда:  Отчет ЦК  Программа РКП(б)  О Коммунистическом Интернационале  Военное положение и военная политика  Работа в деревне  Организационные вопросы. Вопрос о суде был отведен в одиннадцатой главе. Цели и задачи данной программы были в том, чтобы упростить устройство суда, сделать его как можно доступнее для населения и устранить волокиту в ведении дела. Правосудие должно осуществляться выборными работниками суда. Судьями могли стать представители обоих полов, также любых профессий, в том числе и рабочие, и крестьяне. Обеспечить применения судьями декретов советского государства, а в случаях их отсутствия – руководствоваться социалистическим правосознанием. В программе преследовалась цель к привлечению трудящегося населения, без должного юридического образования, к проведению судебных процессов, предусматривалась также замена системы наказания системой мер воспитательного характера. Государство было уверено в том, что судьи из трудящихся масс, не смотря на отсутствие юридического образования и даже полного общего образования, способны проводить качественно процесс правосудия. Верной гарантией этому может служить их социалистическое правосознание. Для привлечения к реализации правосудия из самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства введен институт участия в суде постоянно сменяемых временных судей заседателей, с привлечением к формированию списков массовых рабочих организаций, профессиональных союзов и т. п. Организовав единый народный суд вместо бесконечного ряда предыдущих судов различного устройства, со множеством инстанций. Советская власть упростила судоустройство, сделав его доступным для населения и устранив всякую волокиту в ведении рассматриваемых дел. В сфере наказания сформированные таким образом суды привели к изменению характера наказания, осуществляя в большом объёме условное осуждение. При этом широко используя наказание в виде общественного порицания. Производилась замена лишение свободы обязательным трудом с сохранением свободы, заменяя тюрьмы воспитательными учреждениями и давая возможность применять практику товарищеских судов.

2.2 Революционные трибуналы в 1918—1920 гг.

Как уже было рассмотрено ранее в период становления судебной системы не маловажную роль сыграли революционные трибуналы . С декабря 1917г. и до весны 1918г. функционировали революционные трибуналы печати в составе трех судей без заседателей. Помимо создания местных ревтрибуналов советское государство создало специализированную систему революционных трибуналов. Одним из таких трибуналов являлся революционный военный трибунал (реввоентрибунал), который состоял при Реввоенсовете Республики, а также при реввоенсоветах фронта и армии. Также, как и у местных ревтрибуналов, специального положения реввоентрибуналы не имели. Положение было введено в действие приказом Реввоенсовета Республики 04 мая 1920 года. Положение значительно дополнило Декреты ВЦИК. Были конкретизированы общие нормы Декрета применительно к специфике воинской службы и юридической ответственности военнослужащих. Приговоры реввоентрибуналов являлись окончательными и обжалованию не подлежали. Реввоентрибуналы Республики имели право приостанавливать смертные приговоры всех реввоентрибуналов и направлять их во ВЦИК для решения вопроса о помиловании осужденного или замене наказания другим, менее строгим. На железных дорогах страны действовали революционные военные железнодорожные трибуналы. Декрет ВЦИК от 18 марта 1920 г. «О революционных военных железнодорожных трибуналах» учреждал два вида трибуналов: Главный революционный военный железнодорожный трибунал при наркомате путей и сообщения и местные военные железнодорожные трибуналы, действующие при управлении каждой из железных дорог РСФСР. Революционный военный трибунал рассматривал следующие вопросы: — преступления железнодорожных служащих, связанных с нарушением правильной работы железных дорог или препятствующие восстановлению нормальной деятельности железнодорожного транспорта; — двукратные упущения по должности; — саботаж; — хищения. В отличие от реввоентрибуналов, приговоры которые могли направляться во ВЦИК для помилования осужденных или смягчения приговора, система железнодорожных трибуналов действовала автономно и независимо от ВЦИК. Их решения считались окончательными и обжалованию не подлежали. Однако Главный революционный военный железнодорожный трибунал обладал правом отмены приговора, вынесенного местным железнодорожным трибуналом, и правом самостоятельного повторного рассмотрения дела. Была выявлена характерная закономерность в устройстве судебных органов в первое время Советской власти. Процесс становления революционных трибуналов опережал в развитии организацию местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Они были созданы во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже в ряде волостей и поселков РСФСР. Вторая закономерность выходила из первой. В итоге того, что трибуналы были созданы на большей части страны раньше местных судов, им направлялись дела не только своей подсудности, но и все уголовные и нередки были и гражданские дела. В итоге все трибуналы нарушали нормы декрета «О суде» № 1 о подсудности трибуналов и местных судов. В связи со сложившейся обстановкой в стране, её усложнение 16 июня 1918 г. было издано постановление НКЮ. В соответствии с ним революционные трибуналы были наделены правом использования высшей меры наказания. 6 октября 1918 г. был опубликован документ, подготовленный Кассационным отделом при ВЦИК, где впервые в советском уголовном праве проведена систематизация норм Особенной части по преступлениям, которые отнесены к подсудности революционных трибуналов. Проведена была не только систематизация этих норм, но и сделана попытка дать определение составам преступлений, которые отнесены законодательством к компетенции трибуналов. К подсудности революционных трибуналов, относились дела по обвинению к контрреволюционной деятельности. При определении меры наказания суд должен был исходить из степени и характера опасности для общества, как самого преступника, так и совершенного им преступного деяния. Приводились обстоятельства, которые должны были использоваться судом для установления меры наказания. Например, для революционных трибуналов важны были следующие характеристики: — совершено ли преступление лицом, которое принадлежит к имущему классу, для восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода и нужды; совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в личных интересах совершающего деяние. Судебные органы до 16 июня 1918 г. смертную казнь как меру наказания не применяли. Необходимо отметить, что в законе был использован примерный перечень видов наказания, а трибуналы не лишались своего, ничем не ограниченного права в применении меры наказания. Закон предусматривал такие виды наказания: внушение, выражение общественного порицания, принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения), объявление под бойкотом, исключение из объединения на время или навсегда; восстановление, а при возможности его возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять туили иную работу,конфискация всего или части имущества,лишение политических прав, объявление врагом революции или народа,принудительные работы без помещения в места лишения свободы,лишение свободы на определенный или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел, сочетание вышеназванных видов наказания. Предусмотрено было условное осуждение к совершившим преступление впервые. При этом при исключительно тяжелом стечении обстоятельств в его жизни, когда опасность преступника для общежития не требует его изоляции. Для решительного пресечения преступлений, а также своевременности принятия решений трибуналы реорганизовывались. Во-первых, упразднился институт народных заседателей при трибуналах. В его составе были только судья. Во-вторых, сокращен состав трибуналов: с семи до трех человек, они избирались местными советами и исполкомами. Трибуналы функционировали в составе председателя и двух членов. В-третьих, в соответствии с «Положением о революционных трибуналах» от 18 марта 1920 г. революционные трибуналы оформлялись в составе председателя и двух членов, среди них был член из состава местной коллегии ЧК. Такое способствовало усилению организационной связи двух специальных органов государства по борьбе с контрреволюцией, их оперативности, выработке единой линии в пресечении контрреволюционных сил, это с одной стороны, но при этом сказывалось отрицательно на объективности и непредвзятости при рассмотрении дел в трибуналах, расследованных органами ЧК. Так же нарушался демократический принцип отделения суда от следствия и отделения суда от администрации. Процессуальные условия функционирования трибуналов приспосабливался к чрезвычайным обстоятельствам жизни страны. Трибуналобязан был обеспечивать быстроту и решительность в пресечении преступных деяний. От решения трибунала зависело участие в делеобвинения и защиты, но если он допускался обвинитель, трибунал обязан был допустить или назначить защитника. В его руках также было право на участие отдельных свидетелей в суде, или приобщения новых доказательств по уголовному делу. Он был правомочен по прекращению допроса или не допрашивать другихсвидетелей, при условии признания обстоятельств выяснения достаточно понятными. Направление дела на доследование могло быть возможно, когда трибунал признавал неполноту следствия, которая не могла быть восполнена в зале заседании трибунала. Ему было предоставлено правовынести постановление о недопущении прений сторон после окончания судебного следствия, когда полагал, что дело в достаточной степени выяснено при судебном следствии. Революционные трибуналы наделялись чрезвычайными правами по ведению процесса. Всё приведенное было правом, но не обязанностью его. Как правило, процесс в трибуналах осуществлялся на общих принципах судебного процесса, который характерного для всей судебной системы. Чрезвычайные процессуальные права способствовали эффективности в функционировании трибуналов. При этом данные чрезвычайные нормы ущемляли интересы сторон в процессе, и в большей степени интересы подсудимого. Они не создавали необходимых гарантий для всестороннего и глубокого исследования дел революционными трибуналами. Заседания трибунала осуществлялось публично, также присутствовал обвиняемый. Приговор местного революционного трибунала обжаловался в кассационном порядке в Кассационный трибунал при ВЦИК. По своей сути и полномочиям, организации, формам процессуальной активности революционные трибуналы являлись специальными судебными органами.

2.3 Народные суды в 1918—1920 гг.

В период гражданской войны действовали третейские и дисциплинарные товарищеские суды. Для разрешения гражданских и трудовых споров Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 года устанавливался порядок организации и действия третейских судов . Декретом СНК 14 ноября 1919 года учреждались товарищеские суды . Задача таких судов сводилась к рассмотрению дел о нарушениях трудовой дисциплины работниками. Система судебных органов создавала все необходимые условия для доступности правосудия всем гражданам страны и привлечения к суровой уголовной ответственности лиц, совершавших контрреволюционные преступления. Но также судебная система имела некоторые пробелы, которые значительно влияли на качество судебной практики. Среди таких факторов, можно выделить следующие: — непрофессионализм судей; — пробельность законодательства; — недостаточно высокий авторитет народных судов среди местных Советов, партийных и иных органов; — ненадлежащее финансирование и низкая заработная плата; — недостаточность транспортных и иных материально-технических средств. У партии советов, взявшая власть в свои руки, не было принципиально новых, определенных идей или моделей по управлению коммунистическим обществом. Данное, относится и к размытому осознанию роли права в виде регулятора общественных отношений, среди которых и юстиция. Становление новой органов судебной системы происходило в ситуации непрекращающегося роста преступности, которая вызвана Первой мировой войной и революцией. За годы Гражданской войны число преступности в стране в среднем поднималось на 5,1% в год. Организовывалась новая судебная система: местные суды, действующие в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей. Им подсудны были гражданские дела со стоимостью исковых требований до 3000 руб. и уголовные – с предусмотренным наказанием не более 2 лет лишения свободы. В целях защиты революции, и борьбы с контрреволюционными проявлениями были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. В каждый из них входили: один председатель и шесть очередных заседателей. Новые суды функционировали исходя из провозглашенных принципов: во-первых, выборность судов, во-вторых, участие населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов гражданами определенной территории, а до их назначения — местными Советами. Данные Советы организовывали списки очередных заседателей и устанавливали очередность их явки на сессию. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими Советами. Народные суды были введены Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года и заменили собой все прежние общие судебные органы . В качестве второй инстанции для народных судов в губерниях создавались советы народных судей, состоявшие из народных судей губернии. Судьи избирались советами депутатов, а заседатели утверждались исполкомами этих советов по спискам от трудовых коллективов или сельских советов. К подсудности народных судов относились все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел суды должны были только руководствоваться декретами советской власти и революционным правосознанием. Дела рассматривались в составе: — одного постоянного судьи – споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства; — постоянного судьи и шести народных заседателей – дела о наиболее опасных преступлениях; — постоянного судьи и двух народных заседателей – все гражданские и остальные уголовные дела. Предварительное следствие проводилось коллегиально следственными комиссиями, создавшимися советами. Защиту, обвинение и представительство сторон в суде осуществляли специальные коллегии. В октябре 1920 года было принято новое Положение о народном суде. Судьи, избранные уездными и городскими советами, стали утверждаться в должности вышестоящими исполкомами. Защита и обвинение в судах поручалась специалистам, списки которых утверждались советами. Был введен институт следователей, которые стали осуществлять предварительное следствие единолично. Общее руководство судами осуществлял Наркомюст через отделы юстиции Советов, он же осуществлял надзор за законностью действий всех органов местной власти. Народный суд, в общем и в целом, вел результативную борьбу с преступностью, разрешал юридические конфликты между участниками конкретных правовых отношений, способствовал становлению и развитию социалистических общественных отношений. На должность местного судьи могли претендовать предыдущие мировые судьи. Интересным образом по данному, нормативно-правовому документы был оформлен процессуальный институт предварительное следствие. Обвинение и защиту осуществляли Советы на местах, в том числе и на этапе предварительного следствия. Таким образом, было нарушен основной принцип правосудия – отделение следствия от суда. Для реализации следствия по обстоятельствам, которые подсудны революционным трибуналом, Советы организовывали следственные комиссии. Обвинителями и защитниками по уголовным делам, на стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, могли выступать «все неопороченные граждане обоего пола». Местные суды разрешали дела именем Российской Республики и руководствовались в своих решениях законами свергнутых правительств в обстоятельствах, когда они не были отменены революцией и при этом не противоречили революционной идеи и революционному правосознанию. Отмененными считались все законы, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а также программам — минимум партии РСДРП и партии СР. Дореволюционное право оказывало влияние на первые законодательные акты о суде, об этом свидетельствует и «Положение о судоустройстве» 1920 г . По этой причине, в условиях отсутствия нового уголовного закона не только революционное правосознание, революционная совесть, но, и отдельные новеллы дореволюционного права. Среди них Судебные уставы 1864 г., были основами в судебных решениях советской судебной системы. 7 марта 1918 г. был издан декрет «О суде» (№ 2). Им вводились окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Организованы они были не везде и работали плохо. По гражданским делам окружные суды решения выносили в составе трех постоянных членов суда и четырех народных заседателей, приговоры же по уголовным делам – в составе 12 заседателей и председательствующего постоянного члена суда. Предусматривалось создание Кассационного суда. В судах всех инстанций предусматривалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, которые превышали подсудность местного суда, осуществляли следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах организовывалась коллегия правозаступников, которые осуществляли общественное обвинение, так и защиту. Начиная с декрета «О суде» №1 в России были организованы и функционировали два варианта судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных идеях. Они отличались только подсудностью. Особенностью итогов организации новых судебных органов на местах осуществлялось с широким местным правотворчеством. Оно сопровождалось необычной творческой активностью граждан, которые были вовлечены в общественную деятельность революцией. Данная ситуация также объяснялось и отставанием централизованных нормативно-правовых актов, или их несвоевременное поступление из центра. В некоторых случаях отмечалась неполнота, отсутствие четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР и т.д. Только в Конституции РСФСР 1918 г. данный аспект получил определенное толкование. Статья 49 Конституции отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства. При этом отметим, что основную роль в процессе организации новых судебных органов на местах играли общереспубликанские нормативные акты. Правами кассационных инстанций признавались уездные, а в столицах — столичный съезд местных судей. Для разрешения преступлений на фронте местные суды тем же образом избирали полковыми советами, а где они отсутствуют — полковыми комитетами. В соответствии с Положением от 30 ноября 1918 г. судом второй инстанции для народных судов признавались совещания (или советы) народных судей, которые состояли из судей судебного округа. Территория судебного округа равнялась территории уезда или губернии. В уездных совещаниях принимали участие члены судебно-следственных комиссий и комиссий правозаступников. Они наделялись правом решающего голоса лишь в вопросах, которые относятся к их компетенции. В остальных аспектах обладали совещательным голосом. Юридическое бюро организовывалось на уездном совещании судей из народных судей и членов следственных комиссий. Оно оказывало юридическую помощь гражданам, координировало всю деятельность народных судов. В последующем структура судов и принципы деятельности судебной системы были определены в Конституции 1936 года и были отражены в Законе о судоустройстве СССР. Суды СССР были разделены на две группы: — суды первой группы – суды союзные, к ним относились: Верховный суд СССР, специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта; — суды второй группы – суды союзных республик: Верховные суды союзных республик, областные (краевые), районные и городские народные суды. Основным звеном судебной системы был народный суд, судьи которого избирались на 3 года гражданами на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Остальные судьи избирались соответствующими советами сроком на пять лет. Народные заседатели также избирались советами.

Заключение

В первой главе раскрываются Становление и формирование судебной системы советского государства в период гражданской войны, а также рассматривается Декрет о суде № 2, Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917—1918 гг., Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). Новая власть, установившаяся в 1917г. Потребовала переоборудование всего государства, в том числе и системы правосудия. В некоторых регионах страны наблюдался режим рушения старой системы правосудия и создание новых органов суда без особых законодательных актов сверху, общих для всего советского государства. Такие «новые» суды в разных местностях назывались по-разному: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и ряд других подобных. Вбирая весь опыт судебного правительства, при этом разрешая задачи по усилению советского судебного аппарата, его общей формы, преследуя цели правопорядка в государстве, СНК издает декрет «О суде». Декрет включает 12 частей: Окружные народные суды, Кассация решений, Верховный судебный контроль, О судопроизводстве и подсудности, О судебной пошлине и судебных издержках, О предварительном следствии, Об обвинении и защите, О народном заседании и судебном следствии, О жалобах, помиловании и восстановлении прав, Об исполнении решений и приговоров, О действующих законах, Общие замечания. Декрет в себе содержал 39 статей. Рассматриваемым нормативно-правовым актом предусматривалось, что в стране образуются соразмерно по территориям окружные народные суды. Они устанавливают общее количество гражданских и уголовных отделений, и в них председательствующего и по два постоянных члена для каждого. Число членов суда зависело от желания депутатов Советов на местах. Члены суда должны были избираться из своей среды председателя и председателей отделений в соответствии со списками кандидатов, которые предоставили местными Советами. Теми же Советами устанавливалась денежный размер выплаты по заработку лицам, задействованным в правосудие. В дальнейшем было предусмотрен плавный переход на бесплатное отправление правосудия в примечание к ст. 2 Декрету №2 «О суде». Подсудность применялась и проводилась в том суде, куда поступило обращение. Надписи и лица, их замещающие осуществляли надписи о принудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам. За такие действия была предусмотрена пошлина. В короткий промежуток времени издана нормативная база, по вопросам функционирования и регулировавшие организации трибуналов, процессуальные правила их деятельности, подсудность, а также взаимодействие следственных комиссий. Первым актом о трибуналах являлось «Руководство для устройства революционных трибуналов». Инструкция характеризовала меры наказания, которые применялись революционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация(частичная или общая) имущества, присуждение к обязательным общественным работам. Преступление считалось как нарушение общественных отношений, находящиеся под охраной уголовного права. Наказание характеризовалось мерой принудительного воздействия, через которые власть производит сохранение данного порядка общественных отношений от нарушителей последнего (преступников). 20 декабря 1917г. специальным Постановлением СНК было создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК).Для ВЧК также было характерно нечеткое правовое регулирование деятельности и функций. Это позволяло варьировать её компетенцию и полномочия в зависимости от конкретной обстановки в государстве. В таком аспекте ВЧК стала очень удобным учреждением для реализации политических решений правительства советской партии. Направление такой деятельности по воле партийного руководства периодически видоизменялось. Уже в годы Гражданской войны большевистская партия использует ВЧК в виде орудие по борьбе с оппозиционными силами. Во второй главе проводится анализ Развитие правосудия в 1918-1920гг. XX- го века, при этом учитываются – Программа Российской Коммунистической партии, принятая на VIII съезде» о суде, Революционные трибуналы в 1918—1920 гг., Народные суды в 1918—1920 гг. В заключении подводятся итоги исследования. Съезд РКП(б) имел огромное значение. Принятая им Программа партии признавалась программой строительства социализма. Решения съезда были направлены на укрепление военно-политического союза пролетариата и крестьянства, укреплению Красной Армии. Вопросам суда была отведена одиннадцатая глава. В документе говорилось, что с буржуазными судами покончено, победила пролетарская демократия. Правосудие должно осуществляться выборными работниками суда. Судьями могли стать представители обоих полов, также любых профессий, в том числе и рабочие, и крестьяне. Для привлечения к реализации правосудия из самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства введен институт участия в суде постоянно сменяемых временных судей заседателей, с привлечением к формированию списков массовых рабочих организаций, профессиональных союзов и т. п. Военные трибуналы должны были сосредоточить свои силы на борьбе с контрреволюционными преступлениями и отвлечься от бытовых уголовных дел. Перед ними стояли преступные деяние имевшие общегосударственное значение, которые были направлены на свержение установившейся Советской власти. По своей сути и полномочиям, организации, формам процессуальной активности революционные трибуналы являлись специальными судебными органами. Организовывалась новая судебная система: местные суды, действующие в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей. Им подсудны были гражданские дела со стоимостью исковых требований до 3000 руб. и уголовные – с предусмотренным наказанием не более 2 лет лишения свободы. Местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов гражданами определенной территории, а до их назначения — местными Советами. Данные Советы организовывали списки очередных заседателей и устанавливали очередность их явки на сессию. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими Советами. Для реализации следствия по обстоятельствам, которые подсудны революционным трибуналом, Советы организовывали следственные комиссии. Обвинителями и защитниками по уголовным делам, на стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, могли выступать «все неопороченные граждане обоего пола». Местные суды разрешали дела именем Российской Республики и руководствовались в своих решениях законами свергнутых правительств в обстоятельствах, когда они не были отменены революцией и при этом не противоречили революционной идеи и революционному правосознанию. Отмененными считались все законы, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а также программам — минимум партии РСДРП и партии СР.

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты 1. Декрет ВЦИК от 02.11.1918 «О Всероссийской и местных Чрезвычайных Комиссиях по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и преступлениями по должности (Положение)» // «СУ РСФСР», 1918, N 80, ст. 842 2. Декрет ВЦИК от 16.02.1918 «О третейском суде» // «СУ РСФСР», 1918, N 28, ст. 366 3. Декрет ВЦИК от 18.03.1920 «О Революционных Военных Железнодорожных Трибуналах (Положение)» // «СУ РСФСР», 1920, N 21, ст. 112 4. Декрет ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // «Известия ВЦИК», N 269, 08.12.1918; N 270, 10.12.1918 5. Инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 «О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» // «СУ РСФСР», 1917, N 12, ст. 170 II. Основная и специальная литература 1. Алакпаров, К.А. Становление отечественного суда и формирование принципов судопроизводства в 1917-1936: автореферат диссертации…кандидата юридических наук / К.А. Алакпаров; научно-исследовательский институт службы исполнения наказания.-Москва,2005.-195 с. 2. Астрахан, Х.М. Большевики и их политические противники в 1917 году [Текст] : Из истории полит. партий в России между двумя революциями. — Ленинград : Лениздат, 1973. С. 29-31 (456 с.) 3. Верещагина А.В. Декрет №1 О суде: история подготовки и его содержание // Судебная власть и уголовный процесс. – 2017. — № 3. — С. 61-70. 4. Волобуев О.В. 1917 год: хроника революционного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. — 2017. — №2. – С.6-14. 5. ГАБО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 32. Л. 1–4. 6. Заболотских А.В. Восстановление системы правосудия антибольшевистскими правительствами в годы гражданской войны/ А.В.Заболотских.-https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-sistemy-pravosudiya-antibolshevistskimi-pravitelstvami-v-gody-grazhdanskoy-voyny/viewer // Вестник Российского университета кооперации.-2013.-№1. (дата обращения 09.11.2021) 7. Захаров В.В. Высший судебный контроль в РСФСР // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Выпуск 15. – URL: file:///C:/Users/РУМЦ/Downloads/vysshiy-sudebnyy-kontrol-v-rsfsr.pdf (дата обращения 20.01.2022) 8. Згоржельская, С.С. История государства и права России: учебное пособие / С.С. Згоржельская, 9. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.: сб. документов. М., 1955. 10. Колесняк Е.В. Судебная система как составная часть правовой системы Советского государства в 1920-е годы // Вестник Самарского юридического института. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-sistema-kak-sostavnaya-chast-pravovoy-sistemy-sovetskogo-gosudarstva-v-1920-e-gody (дата обращения 20.01.2022) 11. Наследие кафедры истории государства и права [Текст] : сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) ; составитель М. А. Приходько. — Москва : Проспект, 2017. С.157 (335 с.) 12. Орлов В.В. Организация деятельности трибуналов в период становления Советской власти // Территория науки. 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-tribunalov-v-period-stanovleniya-sovetskoy-vlasti (дата обращения 20.01.2022) 13. Правовое становление советской пенитенциарной системы в период 1917-1922 гг // Теория и практика общественного развития. 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-stanovlenie-sovetskoy-penitentsiarnoy-sistemy-v-period-1917-1922-gg (дата обращения 20.01.2022) 14. Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века.: дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1997 С. 117. 15. Сафонова В.Е. История государства и права зарубежных стран коллектив авторов М.: РГУП, 2015, 404 стр. ISBN: 978-5-93916-461-0 Информационно-образовательный портал РГУП [Электронный ресурс]. 16. Суязов В.В. Товарищеский суд РСФСР: правосудие и справедливость? // Образование и право. – 2020. — №9. – С. 475-480. 17. Токарева С. Н. Кодификация уголовного права в первые годы советской власти: от преемственности к самостоятельности // Lex Russica. 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kodifikatsiya-ugolovnogo-prava-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti-ot-preemstvennosti-k-samostoyatelnosti (дата обращения 20.01.2022) 18. Уфимский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году [Текст] : протоколы и документы : к 100-летию создания Совета рабочих и солдатских депутатов / Академия военных наук Российской Федерации, Региональное отделение по Республике Башкортостан, Управление по делам архивов Республики Башкортостан, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ) ; [автор-сост. Г. В. Мордвинцев]. — Уфа : Информреклама, 2017. С.411 (724 с.) 19. Шпаковский Ю.Г., Потапчук И.В. Декреты о суде № 1, 2, 3 // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekrety-o-sude-1-2-3 (дата обращения 20.01.2022) 20. Шпаковский Ю.Г., Потапчук И.В. Декреты о суде № 1, 2, 3 // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekrety-o-sude-1-2-3 (дата обращения 20.01.2022)

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.iimt.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru