Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возрастам. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей влияния семейного воспитания на развитие личности младшего школьника

2.1. Исследование особенностей влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка младшего школьного возраста

  В курсовой работе с целью исследования влияния родительского воспитания на развитие личности ребенка были применены три методики: методика «Какой Я?» Г.Н. Осиповой, шкала самоуважения М. Розенберга, вопросник родительского отношения (ВРО) А.Я. Варгы, В.В. Столина. Методика «Какой Я?» Г.Н. Осиповой. Предназначается для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предложенные ребенком самой себе, относятся экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы [1, с.87]. Оценка результатов. Ответы «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности. Выводы об уровне развития самооценки: — 10 баллов — очень высокий — 8-9 баллов — высокий — 4-7 баллов — средний — 2-3 балла — низкий — 0-1 балл — очень низкий Согласно возрастной норме, самооценка детей младшего школьного возраста достаточно высока. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если рядом с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителей о ребенке по тем же личным качествам. Шкала самоуважения М. Розенберга. Вопросник состоит из одной шкалы. Создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позже, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоуничижение и самоуважение [27, с.266]. Самоуважение существует и в отсутствии самоуничижения, и вместе с ним, в последнем случае она выступает в защитной функции. Вопросник имеет хорошую надежность и конструктивную валидность [27, с.267]. Показатели по вопроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей. Инструкция к тесту: «Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями, используя для этого следующую шкалу»: а) — полностью согласен; б) — согласен; в) — не согласен; г) — абсолютно не согласен. Тестовый материал опросника:
  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  6. Я к себе хорошо отношусь.
  7. В целом я доволен собой.
  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  10. Иногда я думаю, что я во всем плохой.
Обработка результатов теста. За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом. Интерпретация результатов теста. Уровень самоуважения определяется суммой баллов, полученной испытуемым. — 10-16 — слишком низкое самоуважение; — 17-24 — ниже среднего; — 25-30 — среднее; — 31-40 — слишком высокое. Вопросник родительского отношения (ВРО) (А.Я. Варга, В.В.Столин). Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, что включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опросник содержит 61 вопрос и предусматривает пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
  1. Принятие — непринятие ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоциональное отрицательное (непринятие) отношение к ребенку [30, с.111].
  2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  3. Симбиоз. Вопрос этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится взрослый к единению с ребенком или, наоборот, пытается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
  4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ней.
  5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его недостаткам, успехам и неудачам [30, с.110].
Отвечая на вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». Обработка и оценка результатов. Для каждого из видов родительских отношений, что выясняются с помощью данного вопросника, ниже указываются номера суждений, связанных с данным видом воспитания. — Принятие — непринятие ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. — Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36. — Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. — Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. — Отношение к неудачам («маленький неудачник»): 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты [30, с.112]. Высокие баллы по шкале «принятие — непринятие» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого является выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в этом случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним довольно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что такой взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искреннюю заинтересованность к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на одном уровне [30, с.110]. Низкие баллы этой шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый в отношении ребенка ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данная взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к ней, удовлетворять ее основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой шкале — 1-2 балла — признак того, что взрослый, наоборот, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка [30, с.112]. Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая его строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по этой шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — признак того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к бестолковому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

2.2. Психологический и статистический анализ результатов констатирующего эксперимента

  С целью исследования влияния стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка были проведены психодиагностические методики на десяти респондентах младшего школьного возраста и их матерях. Всего использовалось три методики — методика «Какой Я?» Г.Н.Осиповой, шкала самоуважения М. Розенберга, вопросник родительского отношения (ВРО) А.Я. Варгы, В.В. Столина. Первые две методики были проведены на десяти детях в возрасте 8-9 лет:
  1. Большаков В. А. — 8 г., мальчик;
  2. Вачкова Н. И. — 8 г., девочка;
  3. Гуменюк Т. А. — 8 г., девочка;
  4. Карпенко Л. В. — 9 г., девочка;
  5. Короленко В. В. — 8 г., мальчик;
  6. Никольчук М. К. — 8 г., мальчик;
  7. Овсяницкий Д. Ф. — 9 г., мальчик;
  8. Росинев И. М. — 8 г., мальчик;
  9. Шмелева Д. А. — 8 г., девочка;
  10. Юрова К. Д. — 8 г., мальчик.
Третья методика проводилась на матерях детей. Исследование должно было выявить, как стиль родительского воспитания влияет на самооценку и самоуважение младших школьников. По результатам первой методики «Какой Я» Г.Н. Осиповой (см. табл. 2) очень высокую самооценку имеет один респондент из десяти (девочка) пять респондентов из десяти имеют высокую самооценку (четыре мальчика и одна девочка) среднюю самооценку имеют три респондента (две девочки и один мальчик) низкую самооценку имеет один респондент (мальчик) очень низкую самооценку не имеет ни один из респондентов. Таблица 2 — Результаты диагностики самооценки по методике «Какой Я?» Г. Н. Осиповой. По результатам шкалы самоуважения М. Розенберга (см. табл.3) слишком высокое самоуважение имеет один респондент (девочка) самоуважение выше среднего имеют шесть респондентов (четыре мальчика и две девочки) среднюю самоуважение имеет один респондент (мальчик), ниже среднего — два респондента (мальчик и девочка).   Таблица 3 — Результаты диагностики самоуважения по шкале М.Розенберга   По результатам третьей методики (вопросник родительского отношения А.Я. Варгы, В.В. Столина), которая проводилась на матерях школьников, высокие результаты по шкале «Принятие-непринятие имеют две матери; средние результаты по этой шкале — 8 матерей. Низкие результаты по этой шкале отсутствуют. По шкале «Кооперация» высокие результаты имеют четыре матери, средние результаты — 6 матерей. По шкале «Симбиоз» высокие результаты имеют 2 матери, средние результаты — 7 матерей, низкие результаты — 1 мать. По шкале «Контроль» высокие результаты имеют 4 матери, средние результаты — 4, низкие результаты — 2. По шкале «Отношение к неудачам» высокие результаты имеет 1 мать, средние — 5, низкие — 4 матери. Отметим, что по первым трем шкалам этой методики высокие результаты свидетельствуют о правильном стиле воспитания, а по двум последним правильный стиль воспитания диагностируется при низких результатах. Если объединить данные двух первых методик, и обобщить результаты, обозначив очень высокую, высокую самооценку, а также самоуважение выше среднего и слишком высокое самоуважение как «высокая самооценка»; среднюю самооценку и самоуважение как «средняя самооценка», низкую самооценку и самоуважение ниже среднего как «низкая самооценка», получим следующие результаты.
  1. Большинство респондентов имеют высокую самооценку (70%). Это нормальное явление для этого возраста и свидетельствует о гармоничном развитии личности. Из них слишком высокую самооценку и самоуважение имеет только один респондент (девочка). Это свидетельствует о ее нереалистичном самовосприятии и неспособности оценивать себя критически. То есть гармонично высокую самооценку имеют только 60% респондентов. Именно слишком высокая самооценка является нежелательным явлением и должна корректировать. Среднюю самооценку имеют 10% респондентов. Низкую самооценку имеют 20% респондентов (см. рис.1). С этими детьми также нужно проводить психокоррекционную работу для улучшения самооценки. Суммируя высокую и среднюю самооценку, можно сделать вывод, что 70% школьников имеют гармоничную самооценку, а 30% — негармоничную и нуждаются психокоррекционных мероприятиях.
Рисунок 1. Диаграма распределения респондентов по уровню самооценки  
  1. Рассчитаем результаты отдельно для мальчиков и девочек. Гармонично высокую самооценку (см. рис. 2.) имеют четыре мальчика и две девочки (67% и 50% соответственно). Среднюю самооценку — один мальчик (17%). Низкую самооценку — один мальчик и одна девочка (17% и 25%). Суммируя высокую и среднюю самооценку, можно сделать вывод, что четыре из пяти мальчиков имеют гармоничную самооценку, как и три из пяти девушек. Это 80% и 60% соответственно. 20% мальчиков и 40% девочек требуют гармонизации самооценки. То есть, в целом, самооценка мальчиков выше самооценку девушек.
— мальчики; — девочки. Рисунок 2. Диаграмма распределения уровня самооценки респондентов по полу  
  1. Из полученных результатов по методике «Вопросник родительского отношения А.Я. Варгы, В.В. Столина» можно увидеть в 20% матерей высокий результат по шкале «Принятие». 80% матерей показали средний результат по этой шкале. То есть родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. По данным методики, ни одна мать не склонна воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым, не испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, недоверие или пренебрежение.
40% испытуемых набрали высокие баллы по шкале «Кооперация». 60% имеют средний результат. Это свидетельствует о том, что матери испытуемых проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают гордость за него. Однако по шкале «Симбиоз» в 20% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти матери чувствуют себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно испытывают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самых матерей. С такими матерями нужно проводить психокоррекционные работы, чтобы уменьшить чрезмерное ощущение единства с ребенком, нормализовать отношения и предоставить ребенку больше свободы. 70% матерей имеют средние показатели по этой шкале. В одной из опрошенных этот показатель слишком низкий, что также является признаком дисгармоничного стиля воспитания. 80% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале «Контроль». Это говорит о том, что практически все родители видят своего ребенка моложе по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% из этих матерей предпочитают излишне жестко контролировать своих детей. Только одной матери с десяти свойственно отношение к своему ребенку как к неудачнику и чрезмерная концентрация на несостоятельности ребенка. Эта мать набрала высокий результат по шкале «Отношение к неудачам». То есть, исходя из результатов третьей методики, только четыре из десяти матерей придерживаются гармоничного стиля воспитания. Шесть матерей имеют недостатки в стиле воспитания. Матери респондентов №3 и №9 слишком отождествляют себя с ребенком, матери респондентов №4, №5 и №10 слишком контролируют своих детей, мать  респондента №6 слишком контролирует своего ребенка и неблагоприятно относится к его неудачам.
  1. Сравнивая третью методику с двумя первыми (см. табл.4.), можно отметить, что неправильный стиль родительского воспитания влияет на самооценку детей. Матери респондентов, имеющих низкую самооценку (респонденты № 4, №5 и №6) слишком их контролируют, не чувствуют единства со своим ребенком, а мать респондента №6 (который имеет самые низкие показатели) еще и привлекает слишком много внимания к его неудачам.
Мать респондента №9, который имеет слишком высокую самооценку, недостаточно контролирует своего ребенка, не обращая внимания на неудачи ребенка, сосредотачиваясь только на достижениях, то есть воспитывает своего ребенка как «кумира семьи», что отразилось на самооценке респондента. Таблица 4 — Результаты диагностики по трем методикам

2.3. Практические рекомендации по улучшению стиля родительского воспитания детей

В хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, но также его часто трудно объяснить, что же это такое — хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особые методы воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые в каждый момент времени знают, как правильно подойти, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувством, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа [3, с.34]. Первая и основная задача родителей — является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должны возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это отношение к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Психологами доказано, что в трагедии подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто виноваты не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, необходимо, чтобы ребенок чувствовал, был уверен, что его любят [3, с.69]. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Вселение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано ли это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной цели [18, с.138]. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [18, с.140]. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, происходящими в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье [18, с.156]. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить с ребенком. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого. Диалог. Главное в установлении диалога — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к решению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуются родители в общении с ним. Ребенок, даже в самом маленьком возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, даже ее создателем. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное воспитание, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогического общения, воспитывает, заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого [17, с.139]. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком очень трудно. Конечно стихийно возникающая позиция взрослого — это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства [18, с.5]. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний мир заметно трансформируется [20, с.18]. По этому поводу обращаясь к родителям, Я. Корчак писал: «Наивная мысль, что, наблюдая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, отец, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается влиянию среды, в которой воспитывает и детей» [18, с.156]. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности [14, с.23]. Принятие. Кроме диалога для вселения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. Психологическим языком эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми присущими ему качествами. Прежде всего, необходимо с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Так зачем же я тебя только на свет родила, упрямец!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!». Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не смотреть негативно на самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок [14, с.32]. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

Заключение

В данной  курсовой работе мы исследовали одну из актуальных проблем современной психолого-социологической науки — влияние воспитания в семье на психологическое здоровье детей. Изучение и анализ ряда литературных источников позволили сделать следующие выводы и обобщения. Семья — неотъемлемая часть структуры общества, связующее звено между ним и человеком, обеспечивает непрерывность преемственности между поколениями. С одной стороны, семья — замкнутое объединение людей, защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоит внешнему воздействию. Если лишить семью его внутреннего мира, сделать все, что в ней происходит, открытым для общества, она распадется. Кроме того, семья является открытой для различных процессов общественного развития и это не разрушает ее, а, наоборот, способствует удовлетворению потребности в общении с другими людьми, гарантирует чувство безопасности. Процесс развития ребенка предусматривает разностороннее познание маленьким человеком окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к национальной и общечеловеческой культуры. Поэтому ведущими факторами в формировании детской личности выступают нравственная атмосфера, царящая в семье, способ внутрисемейной жизни и его стиль. Речь идет о установках, системе ценностей семьи, взаимоотношениях ее членов между собой и отношение к другим, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции и тому подобное. Анализ жизненных реалий свидетельствует, что общая картина ценностных ориентаций взрослых членов семьи характеризуется неустойчивостью. Кризисное состояние экономического и социального развития России обусловил приоритет материального фактора, вызывает целый ряд противоречий в установках семьи, влияет на содержательное наполнение ее функций. Это проявляется потому, что дефицит денежных знаков (действительный или мнимый) или их сверхтяжелый заработок вызывает снижение внимания родителей к привитие детям умений и навыков трудолюбия, формирует пренебрежительное отношение к ценностям труда. Подводя итог, нужно отметить, что родители считают, что именно они осуществляют основное воспитательное воздействие на детей. Определенное значение, по их мнению, имеет также влияние неформальных объединений и кинопродукции. Влияние книг и школы расценивается ими как незначительное. Также можно предположить, что родители в основном понимают воспитание как целенаправленный процесс воздействия на ребенка (для воспитания необходимо выбрать определенный промежуток времени, соответствующие методы и «воспитывать»). В то же время они недооценивают воспитательное воздействие повседневной жизни семьи, значение собственной бытового поведения, обычного семейного общения, не понимая, что именно повседневный влияние обуславливает выработку у ребенка на неосознанном уровне определенных стереотипов поведения, которые, в свою очередь, определяют не только отдельные привычки и жизненные установки, но и в значительной степени влияют на выработку ребенком модели собственной будущей жизни. За последние годы семья потеряла много ценностей, которые веками считались основой семейного воспитания. Среди основных ценностей, на которые родители ориентируют детей, наиболее распространенными в порядке их значения являются образование, благосостояние, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей, семья. Ориентация детей на моральные ценности характерна для 11% семей, на общественные — 9%, на религиозные — 5%. Итак, разные стили ухода, общения, взаимодействия родителей с детьми способствуют развитию и закреплению определенных особенностей детского поведения и характера, определяющие направление развития самосознания. Учитывая это, главным показателем благоприятности родительско-детских отношений является их адекватность, что означает тождественность, достаточное соответствие возможностям, способностям, индивидуальным особенностям ребенка. Принятие ребенка таким, какой он есть, с его своеобразием врожденного темперамента, характера, формируется, особенностями личности развивающихся непременно определяет адекватные представления о ней и необходимые способы поведения. Отсюда следует, что оптимизация важной роли семьи в современных социально-экономических условиях — одна из важнейших задач общества, всех его социальных институтов, психолого-педагогической науки. Особая роль в этом принадлежит социальным службам, которые в силу содержания и направленности своей деятельности, наличия квалифицированных работников, могут предоставить семье существенную помощь как в воспитании детей, так и в улучшении внутрисемейных отношений в целом. Одной из важных предпосылок надлежащего и эффективного решения этих задач является знание средств, методов и форм семейного воспитания, основанное на гуманизме и демократии.

Список использованной литературы

  1. Алексеенко Т.Ф. Условия современного семейного воспитания: Научно-методическое пособие. — М., 2015. — 223 с.
  2. Бех И.Д. Личность рождается в семье // Начальная школа. — 2015. — № 2. — С. 12-15.
  3. Бондарчук А.И. Психология семьи: Курс лекций. — М.:МАУП, 2017. — 96 с.
  4. Быковская Т. Е. Формирование семейной культуры воспитания : учеб. пособие / Т. Е. Быковская ; Рос. гос. соц. ун-т. — М.: Экон-Информ, 2017. – 262 с.
  5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестн. МГУ. — 2015. — № 4. — Сер. 14. Психология. — С. 32-38.
  6. Вопросы психологии ребенка младшего школьного возраста: Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М., 2005. — 144 с.
  7. Вишневский А. Система ценностей и стратегия воспитания. // Начальная школа. — 2017. — № 7-8. — С. 15-18.
  8. Зайцев Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2015. — № 4.-С. 55.
  9. Зеньковский В. В. Психология детства. / В.В Зеньковский. — М., 2016. – 321 с.
  10. Катасонов В.В. Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества [Электронный ресурс] / В.В. Касатонов, П.В. Поветьев // НИРСИ. – М., 2010-2016. – URL: http://www.nirsi.ru/107 (14.06.2020)
  11. Кон И.С. Родители и дети // Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 2009. — С. 16-19.
  12. Конфликты с родителями: можно ли их избежать? // Все для учителя. — 2014. — № 17-16. — С. 21-24.
  13. Кравченко Т.В. Современная семья в измерении ее ценностей // Начальная школа. — 2016. — № 1. — С. 15-18.
  14. Кравченко Т.В., Трубавина И.М. Помощь родителям в воспитании детей: Методические рекомендации для социальных работников. — М.: Госсоцслужба, 2015. — 100 с.
  15. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А.Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2017. -№1. — С. 16-25
  16. Лысина М.И. Воспитание детей школьного возраста в семье. — К.: 3нание, 2013. — 48 с.
  17. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. — Второй изд. — М .: Медицина, 2014. — 146 с.
  18. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я»: антипсихиатрия. — М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 2005. — 187 с.
  19. Макаренко А.С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1990. — 156 с.
  20. Насонова О.Б. Становление детской личности в семейных отношениях // Воспитателю о психологии и педагогике развития ребенка. — М., 2014. — 187 с.
  21. Николаева Е.Н., Купчик В.П., Сафонова А.И. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психол. журн. — 2012. — Т. 17. — № 3. — С. 92-98.
  22. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. // А.В.Петровский. — М., 2014. – С.45-55
  23. Постовой В. Ценности русской семьи // Духовно-нравственное развитие личности в современных условиях. — М., 2015. — 156 с.
  24. Сафиуллина М. И. Социально-неблагополучная семья как фактор формирования девиантной личности// Д. А. Сафиуллина, М. И. Богомолова/ Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы дошкольного образования на современном этапе»// редкол.: О.В. Дыбина, О.А. Еник — Тольятти: ТГУ, 2016. – С.35-42.
  25. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л.Н.Седова, Н.П. Толстолуцких. — М.: Высшее образование, 2017. — С. 4
  26. Семья в психологической консультации / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. — М.: Педагогика, 2008. — 144 с.
  27. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / В.А.Балцевич, С.Н. Буров, А.К. Водородная и др. — Минск: Университетское, 2009. – 249 с.
  28. Скобельцина К.Н. Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного младшего школьника : автореф. дис. … канд. психол. наук / Скобельцина Ксения Николаевна ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. – М., 2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/ Skobeltsyna_KN_ref.pdf (13.06.2020)
  29. Столин В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. — М.: МГУ, 2013. – С.84-88
  30. Файнбург С. Социальные функции семьи и генезис понятия ее стабилизации // Стабильность семьи как социальная проблема. — М., 2008.
  31. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка младшего школьного возраста: Автореферат … канд. психол. наук. // О.А.Шаграева М., 2008. – С.62-65.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://gaugn.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru